Volt↓
Великая Монгольская империя
27 июн 2013, 06:27
В этой теме я хочу поговорить с Вами о империи, которая имело место быть в весьма недалеком прошлом. Эта империя сложилась в 13 веке в результате завоевания Чингис-хана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии (площадь ок. 24 000 000 квадратных километров. Столицей государства стал Каракорум. Какой след они оставили после себя в истории и культуре тех стран, которые были завоеваны монголами? Что приобрели или потеряли?
Например нынешний Пекин имел другое название - Ханбалык, что означает "обитель хана". Это была столица империи Юань, которая входила в состав Великой Монгольской Империи. В 1215 году был сожжен монголами, но в 1264 году Хубилай отстроил его. План застройки города следовал классическим китайским конфуцианским канонам — «Чжоуским ритуалам» по 9 вертикальных и горизонтальных осей; слева — поклонение предкам, справа — поклонение Небу и т. д. Хотя сам Ханбалык просуществовал недолго в 14 веке был отобран у монголов.
hele↓
Re: Великая Монгольская империя
27 июн 2013, 22:09
Видно по карте, что они взяли в свою империю интересный для нас район - Тибет, Лхаса. И в то же время собирали дань с русичей...
Volt↓
Re: Великая Монгольская империя
27 июн 2013, 22:31
Видно по карте, что они взяли в свою империю интересный для нас район - Тибет, Лхаса.
Да, меня больше как раз и интересует этот момент. Очень важны для нас эти тонкости взаимоотношений между народами и религиями в ту эпоху. Я думаю что на тот момент происходили грабежи и уничтожение буддийских храмов.
hele↓
Re: Великая Монгольская империя
28 июн 2013, 05:40
Сначала уничтожали... а потом приняли буддизм ?
Как это знакомо - по Риму... Наверное, вечный путь манифестации религий.
Volt↓
Re: Великая Монгольская империя
28 июн 2013, 11:45
Золотая Орда - это первое что мне приходит на ум, когда слышу о татаро-монголах. Я считал, что слово "Орда" означает военизированную толпу людей или варваров. Оказалось, что это мнение уж слишком далеко от истины. Это слово означает тоже, что и слово "Юрта", которое имеет много значений, а также имеет и образное значение. Обычное значение этого слова - переносное каркасное жилище у кочевников, также это слово переводится как дом. Словом "Юрта" можно назвать также не только конкретный дом, но и поселение, город, столицу и даже страну, да и просто родину. Золотую юрту обычно ставили для верховных властителей. В преданиях и в воспоминаниях путешественников часто называли эти края "Страной Городов".
Приведу цитату из ТД1
"...Тут же знаменитый путешественник добавляет, что на протяжении всего пути, вдоль реки Черчен, он слышал легенды о двадцати трех городах, засыпанных века назад движущимися песками пустыни. То же предание живет в Лоб-норе, в оазисе Керья. Следы такой цивилизации и сохранившиеся предания дают нам право доверять и другим легендарным традициям, засвидетельствованным ученейшими и образовайнейшими уроженцами Индии и Монголии, говорящим об обширнейших библиотеках, возвращенных песками вместе с различными реликвиями древнего магического знания, которые все были сокрыты в безопасности."
Из воспоминаний Ибн Батутты о Сарае
«Город Сарай один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня… и все сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов».
Вот что писал Джувейни о веротерпимости:
"Они не принадлежали ни к одной из главных религий и не отдавали предпочтение никакой вере. Они избегали фанатизма и исповедания той или иной религии, избегали выделить одну из религий и поставить ее над всеми остальными. Скорее, они чтили и уважали ученых и набожных людей каждого вероисповедания. Они относились к мусульманам с большим почтением, так же как к христианам и идолопоклонникам. Многие из детей и внуков Чингисхана выбрали религию в соответствии со своими наклонностями: некоторые приняли ислам, другие – христианство или стали идолопоклонниками, некоторые примкнули к старинным верованиям своих отцов и дедов… они остерегались проявить хоть малейший фанатизм и не отклонялись от закона Чингисхана: уметь уважать все веры и не делать различия между ними".
Система отопления - каменный уголь (В европе этого не было). Цитата из книги Марко Поло:
"Правда, что во всей провинции киданей есть способ применения черных камней: эти камни добывают в горах, и они горят, испуская пламя, как поленья: они сгорают полностью, как древесный уголь. Они долго горят, и готовить на них легче, чем на древесине… потому что они лучше и стоят меньше, чем древесина, которую таким образом экономят".
Об отношении к женщинам поведал Ибн Батутта, Карпини, Пеннини
"Я был свидетелем в этой стране одной удивительной вещи – уважения, которым пользуются женщины: они имеют действительно более высокий ранг, чем ранг, занимаемый мужчинами… часто жену сопровождает ее муж, которого многие принимают за одного из ее слуг"
"Девушки и женщины ездят верхом и несутся вскачь так ловко, как и мужчины. Мы даже видели, как они неслись со стрелами и колчаном… Женщины выполняют все работы: шьют шубы, одежду, обувь и все, что делается из кожи; они ведут телеги, чинят их, нагружают верблюдов и делают все быстро и ловко"
"Татары относятся с большим уважением ко всем женщинам в мире, но особенно к своим. Именно женщины занимаются общественными и домашними делами, они же покупают и продают. Женщины горды и воинственны. Они ездят верхом, как мужчины, и я их видел часто въезжающими в города, как мужчины, с луком и стрелами. Они очень верны своим мужьям"
Цитаты взяты из книги Бушкова "Чингисхан: Неизвестная Азия"
Александр Пкул↓
Re: Великая Монгольская империя
28 июн 2013, 16:05
Как насчет нижеследующего мнения Трубецкого? И вообще, что скажите по поводу его работы "Империя Чингизхана", откуда оное процитированно?
"На своем завоевательском пути Чингисхану пришлось свергнуть и низложить немало царей, князей и правителей. Почти всегда среди приближенных и вельмож таких правителей находились изменники и предатели, которые своим предательством способствовали победе и успеху Чингисхана. Но никого из этих предателей Чингисхан за их услугу не вознаградил: наоборот, после каждой победы над каким-нибудь царем или правителем великий завоеватель отдавал распоряжение казнить всех тех вельмож и приближенных, которые предали своего господина.
Их предательство было признаком их рабской психологии, а людям с такой психологией в царстве Чингисхана места не было. И наоборот, после завоевания каждого нового царства или княжества Чингисхан осыпал наградами и приближал к себе всех тех, которые оставались верными бывшему правителю этой завоеванной страны до самого конца, верными даже тогда, когда их верность была для них явно невыгодна и опасна. Ибо своей верностью и стойкостью такие люди доказали свою принадлежность к тому психологическому типу, на котором Чингисхан и хотел строить свою государственную систему.
Люди такого ценимого Чингисханом психологического типа ставят свою честь и достоинство выше своей безопасности и материального благополучия. Они боятся не человека, могущего отнять у них жизнь или материальные блага, а боятся лишь совершить поступок, который может обесчестить их или умалить их достоинство, притом умалить их достоинство не в глазах других людей (ибо людских насмешек и осуждений они не боятся, как вообще не боятся людей), а в своих собственных глазах. сознании их всегда живет особый кодекс, устав допустимых и недопустимых для честного и уважающего себя человека поступков; этим уставом они и дорожат более всего, относясь к нему религиозно, как к божественно установленному, и нарушение его допустить не могут, ибо при нарушении его стали бы презирать себя, что для них страшнее смерти. Уважая самих себя, они уважают и других, хранящих тот же внутренний устав, особенно тех, кто свою стойкую преданность этому уставу уже показал на деле". (с)
Volt↓
Re: Великая Монгольская империя
28 июн 2013, 17:02
Как насчет нижеследующего мнения Трубецкого?
Да, такое действительно было.
Отношение к предателям было прописано еще в Великой Ясе - своде законов
"Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю без различия возраста и знатности - смерть"
http://lib.rus.ec/b/423877/read Также можно вспомнить историю с Джамугом, который был другом Хана и был также главарем разбойников. Разбойники предали его и выдали хану, на то хан велел казнить их всех (Сокровенное сказание)
Его же отношение к побежденным можно прочитать в "Сокровенном Сказании"
Один бывший багатур Ван-Хана (с кем он вел войну в 1196) сказал Чингис-хану: "Мне тяжело было дозволить вам схватить моего законного господара, поэтому я бился с вами три дня, чтобы дать хану время уйти, теперь, велишь мне умереть, умру; а если даруешь мне жизнь, то поусердствую тебе." Чингис-хан ответил: "Кто не захотел покинуть своего господина и, чтобы дать время ему убежать дальше, один сражался со мною, тот молодец. Будь моим товарищем".
Александр Пкул↓
Re: Великая Монгольская империя
28 июн 2013, 20:51
Да. Спасибо. Посмотрю на Ваш источник, хотя уже понятно наличие некоторого, пусть пока и небольшого, но уже внушающего оптимизм единства в наших взглядах - по этому историко-психологическому моменту.
Volt↓
Re: Великая Монгольская империя
28 июн 2013, 21:48
Великая Татария (тартария) - так называлась Юаньская Империя (Династия) основной частью территории которого был Китай. Основана внуком Чингис-хана - Хубилаем(1215-1294) пятым монгольским великим ханом. Династия просуществовала до 1368 года, когда окончательно была освобождена от монгольского ига из-за восстания красных повязок.
Volt↓
Re: Великая Монгольская империя
29 июн 2013, 14:55
Переход в три боба
Именно таким образом Чингис-хан покорил множество земель. Его воины со своими семьями вынужденны были пересекать огромные расстояния, а их было слишком много, чтобы жить за счет мародерства. Они брали с собой в поход семена для посадки и животных для разведения. Когда запасы подходили к концу они не ждали поставок с продовольствием, а разбивали лагерь. Они сажали семена и случали лошадей и скот и ждали урожая и приплода. Таким образом они вновь пополняли свои запасы и уходили дальше в поход.